Краевой закон «О противодействии коррупции в Красноярском крае»

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Закон Красноярского края

07.07.2009

№ 8-3610

О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Законом

  1. Настоящим Законом устанавливаются организационные и правовые механизмы противодействия коррупции в деятельности органов государственной власти, иных государственных органов Красноярского края, органов местного самоуправления.
  2. Понятия, определение которых не приведено в настоящем Законе, используются в настоящем Законе в значении, которое указано в определениях, закрепленных в Федеральном законе «О противодействии коррупции», иных федеральных законах, законах края, а в случае отсутствия таких определений – в значении, которое вытекает из положений федеральных законов и законов края.

Статья 2. Основные задачи органов государственной власти, иных государственных органов Красноярского края, органов местного самоуправления в сфере противодействия коррупции

Основными задачами органов государственной власти, иных государственных органов Красноярского края, органов местного самоуправления в сфере противодействия коррупции являются:

  1. устранение условий, порождающих коррупцию и способствующих ее распространению в деятельности органов государственной власти, иных государственных органов Красноярского края, органов местного самоуправления;
  2. стимулирование противодействия коррупции лицами, замещающими государственные должности Красноярского края, и государственными гражданскими служащими Красноярского края, лицами, замещающими муниципальные должности, и муниципальными служащими;
  3. создание дополнительных форм и средств контроля за осуществлением лицами, занимающими государственные и муниципальные должности, и государственными и муниципальными служащими своих служебных полномочий;
  4. повышение риска разоблачения и обеспечение неотвратимости ответственности для лиц, совершающих коррупционные правонарушения;
  5. дебюрократизация управленческих процедур, устранение необоснованных административных препятствий (запретов и ограничений) для граждан и юридических лиц;
  6. вовлечение институтов гражданского общества и непосредственно граждан в деятельность по противодействию коррупции;
  7. формирование общественной нетерпимости по отношению к коррупционным действиям.

Статья 3. Правовая основа и принципы противодействия коррупции в органах государственной власти, иных государственных органах Красноярского края, органах местного самоуправления

  1. Правовую основу противодействия коррупции в органах государственной власти, иных государственных органах Красноярского края составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральное законодательство, Устав края, настоящий Закон, другие законы и иные нормативные правовые акты края, правовые акты органов местного самоуправления.
  2. Предупреждение коррупции в органах государственной власти, иных государственных органах Красноярского края, органах местного самоуправления осуществляется на основе принципов, установленных федеральными законами.

Глава 2. Организационные основы противодействия коррупции

Статья 4. Компетенция органов государственной власти, иных государственных органов Красноярского края в области противодействия коррупции

  1. Законодательное Собрание Красноярского края:
      1. устанавливает организационные и правовые механизмы действий органов государственной власти Красноярского края по противодействию коррупции;
      2. осуществляет контроль за соблюдением и исполнением настоящего Закона;
      3. осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральными законами, настоящим Законом, иными законами края.
  2. Губернатор Красноярского края: а) определяет основные направления и мероприятия по противодействию коррупции органами государственной власти Красноярского края;б) формирует Совет при Губернаторе Красноярского края по противодействию коррупции; в) осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральными законами, настоящим Законом, иными законами края.
  3. Правительство Красноярского края распределяет функции по противодействию коррупции между органами исполнительной власти края и организует деятельность органов исполнительной власти края по противодействию коррупции.
  4. Счетная палата Красноярского края в пределах своих полномочий обеспечивает противодействие коррупции в соответствии с Законом края «О Счетной палате Красноярского края».
  5. Органы исполнительной власти Красноярского края и иные государственные органы Красноярского края осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

Статья 5. Участие органов местного самоуправления в противодействии коррупции

1. Органы местного самоуправления участвуют в реализации мер по противодействию коррупции в соответствии с полномочиями, установленными федеральным законодательством и законодательством Красноярского края.

2. Органы местного самоуправления могут принимать целевые программы по профилактике и противодействию коррупции, проводить антикоррупционную экспертизу муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов, проводить антикоррупционный мониторинг, участвовать в формировании в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, организовывать информирование граждан о фактах коррупции и о мероприятиях по противодействию коррупции, создавать совещательные органы по противодействию коррупции.

Статья 6. Совет при Губернаторе Красноярского края по противодействию коррупции

1. В целях повышения эффективности противодействия коррупции, обеспечения координации деятельности органов государственной власти, иных государственных органов Красноярского края, органов местного самоуправления по реализации основных направлений противодействия коррупции создается Совет при Губернаторе Красноярского края по противодействию коррупции.

2. Основными функциями Совета при Губернаторе Красноярского края по противодействию коррупции являются:

а) подготовка предложений по вопросам реализации государственной политики в области противодействия коррупции;
б) координация государственной политики в области противодействия коррупции и контроль за ее проведением;
в) мониторинг антикоррупционных экспертиз проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов;
г) обеспечение взаимодействия с правоохранительными органами по предупреждению коррупционных правонарушений;
д) взаимодействие с общественными объединениями по реализации антикоррупционных программ;
е) анализ обращений граждан и юридических лиц, содержащих сведения о коррупционных правонарушениях.

3. Совет при Губернаторе Красноярского края по противодействию коррупции по вопросам своей деятельности вправе запрашивать необходимые документы и информацию у органов государственной власти, иных государственных органов Красноярского края, государственных унитарных предприятий и государственных учреждений края, у органов местного самоуправления, муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений.

4. Совет при Губернаторе Красноярского края по противодействию коррупции формируется Губернатором Красноярского края из числа лиц, замещающих государственные должности Красноярского края, представителей органов исполнительной власти края, территориальных подразделений федеральных органов государственной власти в Красноярском крае и иных лиц. При этом в состав Совета при Губернаторе Красноярского края по противодействию коррупции включаются кандидатуры, предложенные Законодательным Собранием Красноярского края, в количестве не менее одной трети от его общего состава и не менее одной кандидатуры, предложенной Советом Гражданской ассамблеи Красноярского края.

5. Порядок формирования, организация деятельности и порядок обеспечения деятельности Совета при Губернаторе Красноярского края по противодействию коррупции устанавливаются Губернатором Красноярского края.

Статья 7. Участие органов государственной власти, иных государственных органов Красноярского края, органов местного самоуправления в мероприятиях по противодействию коррупции, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации

1. Представители органов государственной власти, иных государственных органов Красноярского края, органов местного самоуправления могут входить в состав органов по координации деятельности в области противодействия коррупции, формируемых в порядке, установленном федеральным законодательством.

2. Органы государственной власти, иные государственные органы Красноярского края создают благоприятные условия для органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления в их деятельности по противодействию коррупции, оказывают этим органам помощь в данной деятельности.

Глава 3. Меры противодействия коррупции

Статья 8. Система мер противодействия коррупции

1. Органы государственной власти, иные государственные органы Красноярского края, органы местного самоуправления противодействуют коррупции в пределах своих полномочий путем осуществления мер, предусмотренных федеральным законодательством, а также настоящим Законом, иными законами Красноярского края, нормативными правовыми актами Губернатора и Правительства Красноярского края, а также нормативными правовыми актами иных органов государственной власти и государственных органов Красноярского края, правовыми актами органов местного самоуправления.

2. Основными мерами по противодействию коррупции являются:

а) разработка и реализация краевой антикоррупционной программы, антикоррупционных программ органов государственной власти края и органов местного самоуправления;
б) антикоррупционный мониторинг;
в) проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов;
г) внедрение антикоррупционных стандартов во всех сферах государственного и муниципального управления;
д) оптимизация системы закупок для государственных и муниципальных нужд;
е) внедрение антикоррупционных механизмов в рамках реализации кадровой политики;
ж) антикоррупционные образование и пропаганда;
з) регулярное освещение в средствах массовой информации вопросов состояния коррупции и реализации мер по противодействию коррупции в Красноярском крае;
и) содействие деятельности институтов гражданского общества, осуществляющих мероприятия по противодействию коррупции в Красноярском крае.

Статья 9. Антикоррупционный мониторинг

1. Антикоррупционный мониторинг включает в себя выявление, исследование и оценку:

а) явлений, порождающих коррупцию и способствующих ее распространению;
б) состояния и распространенности коррупции;
в) достаточности и эффективности предпринимаемых мер по противодействию коррупции.

2. Антикоррупционный мониторинг проводится путем сбора информации, анализа документов, проведения опросов, обработки и анализа полученных данных с целью оценки состояния коррупции и результативности мер противодействия коррупции, разработки прогнозов развития коррупции и предложений по профилактике коррупции и усилению борьбы с ней.

3. Антикоррупционный мониторинг может проводиться применительно к деятельности всех органов государственной власти, иных государственных органов Красноярского края, органов местного самоуправления, групп данных органов, отдельных органов, государственных унитарных предприятий и государственных учреждений края, муниципальных предприятий и учреждений, сферам деятельности указанных органов, предприятий, учреждений.

4. Антикоррупционный мониторинг проводится по решению Законодательного Собрания Красноярского края или Губернатора Красноярского края. Методика проведения антикоррупционного мониторинга и план мероприятий утверждаются органом государственной власти края, принявшим решение о проведении антикоррупционного мониторинга.

5. Лицам, проводящим антикоррупционный мониторинг, обеспечивается доступ ко всем документам органов государственной власти, иных государственных органов Красноярского края, органов местного самоуправления, государственных унитарных предприятий и государственных учреждений края, муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, кроме тех документов, доступ к которым ограничен в соответствии с федеральным законодательством.

6. Информация о результатах антикоррупционного мониторинга доводится до сведения граждан через средства массовой информации и размещается на едином краевом портале «Красноярский край» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Статья 10. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов

1. Антикоррупционная экспертиза проводится в отношении нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) в целях выявления коррупциогенных факторов – положений, создающих условия для проявления коррупции.

2. Коррупциогенными факторами, на наличие которых должны анализироваться нормативные правовые акты (проекты нормативных правовых актов) при проведении антикоррупционной экспертизы, являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, в том числе :

а) отсутствие исчерпывающего перечня оснований для отказа в реализации права;
б) наличие исключительно субъективно-оценочных оснований отказа в реализации права;
в) отсутствие исчерпывающего перечня документов, представляемых для реализации права;
г) отсутствие конкретного срока принятия решения органом государственной власти Красноярского края, иным государственным органом Красноярского края, органом местного самоуправления, лицом, замещающим государственную, муниципальную должность, должность государственной гражданской, муниципальной службы, а также отсутствие конкретных оснований для продления срока рассмотрения документов;
д) отсутствие четкого порядка принятия решения (административных процедур);
е) широта полномочий, позволяющая принимать решения единолично, при отсутствии объективных критериев;
ж) широкие возможности ведомственного и локального нормотворчества;
з) наличие противоречий между нормами правового акта;
и) отсутствие контроля, в том числе общественного, за действиями должностного лица;
к) отсутствие связи «право гражданина — обязанность органа государственной власти, иного государственного органа Красноярского края, органа местного самоуправления».

3. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов осуществляется органом государственной власти, иным государственным органом Красноярского края, к ведению которого относится принятие (изменение, дополнение или отмена) соответствующего нормативного правового акта.

Антикоррупционная экспертиза проводится при проведении правовой экспретизы проектов нормативных правовых актов и мониторинга применения нормативных правовых актов в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. Губернатор Красноярского края и Законодательное Собрание Красноярского края могут осуществлять антикоррупционную экспертизу любого правового акта края или проекта любого правового акта края.

5. Обязательной антикоррупционной экспертизе, проводимой органами, указанными в пункте 3 настоящей статьи, подлежат нормативные правовые акты и проекты нормативных правовых актов по вопросам:

а) защиты прав и свобод граждан;
б) управления государственной собственностью Красноярского края;
в) предоставления мер государственной поддержки;
г) регулирования налоговых, земельных, лесных, природоохранных, градостроительных отношений;
д) лицензирования;
е) распределения ограниченного ресурса (квоты, участки недр и др.);
ж) размещения заказа для государственных нужд;
з) государственной гражданской службы Красноярского края и муниципальной службы в Красноярском крае;
и) правового положения органов государственной власти, иных государственных органов Красноярского края, правового статуса лиц, замещающих государственные должности Красноярского края, и лиц, замещающих муниципальные должности.

6. По инициативе общественных объединений, отдельных граждан может быть проведена общественная (независимая) антикоррупционная экспертиза в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации. Финансирование расходов на проведение общественной (независимой) антикоррупционной экспертизы осуществляется ее инициатором за счет собственных средств.

В заключении по результатам общественной (независимой) антикоррупционной экспертизы дожны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте или его проекте коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения. Заключение по результатам общественной (независимой) антикоррупционной экспретизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом государственной власти, иным государственным органом Красноярского края, должностным лицом, которому оно направлено в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Cтатья 11. Антикоррупционные стандарты

1. Органы государственной власти, иные государственные органы Красноярского края устанавливают антикоррупционные стандарты – единую систему запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в соответствующей области.

Антикоррупционные стандарты устанавливаются при наличии заключений Совета при Губернаторе Красноярского края по противодействию коррупции.

2. В обязательном порядке антикоррупционные стандарты устанавливаются на основе федерального законодательства для областей: закупок для государственных нужд края, управления и распоряжения объектами государственной собственности, в том числе их приватизации, совершения с ними сделок, предоставления мер государственной поддержки, выдачи гражданам и юридическим лицам разрешений, принятия решений о распределении ограниченного ресурса (квоты, участки недр и др.), подбора кадров государственной гражданской службы края, замещения должностей государственных гражданских служащих края.

3. Антикоррупционные стандарты распространяют свое действие на органы государственной власти, иные государственные органы Красноярского края, государственные унитарные предприятия и государственные учреждения края.

4. Антикоррупционные стандарты могут разрабатываться и внедряться в форме кодексов поведения лиц, занимающих государственные должности Красноярского края, государственных служащих, работников государственных предприятий и государственных учреждений края.

5. Антикоррупционные стандарты размещаются на едином краевом портале «Красноярский край» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Статья 12. Оптимизация системы закупок для государственных и муниципальных нужд

Оптимизация системы закупок для государственных и муниципальных нужд включает в себя:

а) обеспечение добросовестности, открытости и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг;
б) проведение исследований цен на товары (услуги, работы) по заключаемым контрактам;
в) содействие свободной добросовестной конкуренции поставщиков (исполнителей, подрядчиков) товаров (услуг, работ).

Статья 13. Внедрение антикоррупционных механизмов в рамках реализации кадровой политики

1. Внедрение антикоррупционных механизмов в рамках реализации кадровой политики в органах государственной власти, иных государственных органах Красноярского края, в органах местного самоуправления осуществляется путем:

а) мониторинга конкурсного замещения вакантных должностей;
б) представления в установленном порядке сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера лицами, претендующими на замещение государственных должностей Красноярского края, муниципальных должностей, должностей государственной гражданской службы Красноярского края, должностей муниципальной службы, а также лицами, замещающими государственные должности Красноярского края, муниципальные должности, должности государственной гражданской службы Красноярского края, должности муниципальной службы;
в) соблюдения требований к служебному поведению и урегулирования конфликта интересов в отношении лиц, замещающих государственные должности края, должности государственной гражданской службы края, муниципальные должности, должности муниципальной службы;
г) внедрения в практику кадровой работы правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность или при его поощрении;
д) соблюдения иных требований к ведению кадровой работы в соответствии с федеральным законодательством.

Статья 14. Антикоррупционные образование и пропаганда

1. Антикоррупционные образование и пропаганда осуществляются с целью приобретения лицами, занимающими государственные должности Красноярского края, муниципальные должности, государственными и муниципальными служащими, работниками государственных и муниципальных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, гражданами знаний об опасности и вреде коррупции и мерах противодействия ей, обобщения и распространения положительного опыта противодействия коррупции, формирования антикоррупционного мировоззрения, воспитания нетерпимого отношения к проявлениям коррупции.

2. Организация антикоррупционного образования и пропаганды осуществляется уполномоченным исполнительным органом (органами) государственной власти Красноярского края.

Статья 15. Освещение в средствах массовой информации вопросов состояния коррупции и реализации мер по противодействию коррупции в Красноярском крае

1. Вопросы состояния коррупции и реализации мер по противодействию коррупции в крае освещаются в средствах массовой информации.

2. Органы государственной власти, иные государственные органы Красноярского края постоянно информируют средства массовой информации о фактах коррупции и принятых по ним мерам, мероприятиях по противодействию коррупции, содействуют распространению социальной рекламы антикоррупционной направленности, инициируют выпуск тематических полос, сюжетов, организуют интернет-форум по противодействию коррупции на едином краевом портале «Красноярский край» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Статья 16. Государственная поддержка общественных антикоррупционных инициатив

1. Органы государственной власти Красноярского края, иные государственные органы Красноярского края оказывают содействие общественным антикоррупционным инициативам на территории края.

2. В соответствии с федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами края обеспечивается информационная открытость и общественный (гражданский) контроль деятельности органов государственной власти, иных государственных органов Красноярского края, государственных унитарных предприятий и учреждений края.

3. Антикоррупционные стандарты должны предусматривать привлечение представителей общественности к решению вопросов, входящих в компетенцию органов государственной власти, иных государственных органов Красноярского края.

4. Органы государственной власти, иные государственные органы Красноярского края разрабатывают и реализуют меры поддержки деятельности институтов гражданского общества, осуществляющих мероприятия по противодействию коррупции в Красноярском крае.

Глава 4. Государственные антикоррупционные программы

Статья 17. Антикоррупционные программы

1. В Красноярском крае принимается государственная антикоррупционная программа, обеспечивающая согласованное осуществление комплекса организационных, правовых и иных мер противодействия коррупции, предусмотренных федеральным законодательством, настоящим Законом, иными законами Красноярского края, указами Губернатора края и постановлениями Правительства края.

2. Государственная антикоррупционная программа Красноярского края утверждается Губернатором края по согласованию с Законодательным Собранием края.

3. Разработка проекта государственной антикоррупционной программы осуществляется в порядке, определяемом Губернатором Красноярского края с учетом требований федерального законодательства и законов края. До рассмотрения проекта программы в Законодательном Собрании края разработчики организуют предварительное рассмотрение и обсуждение проекта программы Гражданской ассамблеей Красноярского края.

4. На основе государственной антикоррупционной программы Красноярского края разрабатываются программы противодействия коррупции в отраслях и сферах государственного управления, непосредственно в исполнительных органах государственной власти края. После согласования с Советом при Губернаторе края по противодействию коррупции указанные антикоррупционные программы утверждаются Правительством края.

5. Антикоррупционные программы размещаются на едином краевом портале «Красноярский край» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Статья 18. Отчеты о реализации государственной антикоррупционной программы

1. Губернатор Красноярского края ежегодно до 15 февраля текущего года представляет в Законодательное Собрание края информацию о состоянии коррупции в органах государственной власти, иных государственных органах Красноярского края и отчет о реализации государственной антикоррупционной программы края за прошедший календарный год.

2. Указанные в пункте 1 настоящей статьи информация и отчет подлежат официальному опубликованию и размещению на едином краевом портале «Красноярский край» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Исключение из этого требования может быть сделано только для содержащихся в отчете сведений, не подлежащих разглашению в соответствии с федеральным законодательством.

Глава 5. Заключительные положения

Статья 19. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

Губернатор Красноярского края
А.Г.ХЛОПОНИН
Подписан: 22.07.2009

Документ опубликован: 27.07.2009, Журнал «Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края» , № 37 (333)